Маршрутизация

Функция для согласования заявок между различными сотрудниками

История изменений

  • 26.02.24 — Добавлено подробное описание функционала
  • 29.11.21 — Создана статья

Содержание

CRM-система

1. Зачем нужна маршрутизация?

Маршрутизация в услугах АДС — это инструмент для согласования работы над заявкой между сотрудниками или подразделениями управляющей организации. Эффективность оказания некоторых услуг сильно зависит от такой координации действий. Функция доступна только в собственных услугах.

Вот несколько примеров, когда может пригодиться маршрутизация.
  • Составить план работ, в том числе: чек-лист с порядком действий, распределение обязанностей, критерии качества, способы контроля;
  • Согласовать ресурсы и временные рамки для работы над заявкой;
  • Утвердить финансирование для выполнения заявки;
  • Организовать доступ сотрудникам к помещениям или объектам, который необходим для проведения работ по заявке;
  • Разрешить конфликты интересов у сторон, которые участвуют в процессе;
  • Проверить саму техническую возможность выполнить заявку, оборудование и материалы в наличии, а также соответствие законодательству;
  • Определить риски и проработать меры по их минимизации;
  • Определить возможные ограничения, степень их влияния и проработать решение потенциальных проблем с учетом всех факторов влияния;
  • Уточнить особенности и требования, связанные с конкретной заявкой;
  • Спланировать логистику, в том числе: маршруты сотрудников, доставку материалов и оборудования для бесперебойного выполнения заявки.

2. Как работает маршрутизация?

Обычно заявка проходит согласование до того, как началось ее исполнение. Если в заявке настроена маршрутизация, в статус «Согласование» она попадает сразу после создания.

Процесс согласования разделен на этапы, которые сотрудники настраивают в услуге. Каждый этап по умолчанию работает одинаково, поэтому на картинке ниже показана схема одного из них и подразумевается, что для других действует аналогичная схема. Но при этом есть и отдельные тонкие настройки, которые влияют на процесс согласования.

Сотрудник может совершить одно из действий в рамках этапа согласования:
  • Подтвердить согласование текущего этапа. В этом случае заявка переходит на следующий этап. При смене этапов в заявке остается статус «Согласование». Когда она переходит или возвращается на любой этап, автоматически создается задача на согласование.
  • Отклонить заявку. Тогда она принимает статус «Отменена», а житель уже ничего не может сделать с такой заявкой (только общаться в чате с сотрудниками). Право на отклонение заявки можно ограничить с помощью тонких настроек.
  • Запросить исправление у жителя. Заявка принимает статус «Требует уточнения». После того как житель вносит исправление в форму заказа, заявка возвращается на согласование. Сотрудники в тонких настройках маршрутизации могут изменить, куда вернется заявка после исправления (на текущий этап или первый).

После того как сотрудники завершили все этапы согласования в заявке, она считается согласованной и переходит в следующий статус. Однако, целевой статус зависит от тонких настроек маршрутизации.

3. Как настроить доступы к согласованию и уведомления в CRM?

Каждому сотруднику назначена своя роль в системе, и для каждой роли настроен свой набор привилегий.
Чтобы сотрудники могли согласовывать заявки, в карточке роли на вкладке «Доступ» нужно как минимум включить доступ к разделу «Все заявки» и к действию «Согласование заявок».
А тем сотрудникам, которые настраивают маршрутизацию, необходим доступ к настройке услуг в разделах «Сервис» и «Marketplace».

В ролях есть только одно уведомление, которое напрямую связано с маршрутизацией. Включив галочку «Заявка согласована», сотрудники будут получать уведомление, когда заявка прошла все этапы согласования. Можно включить push-уведомления в браузере или на электронную почту.

4. Как настроить этапы согласования в CRM?

Параметры маршрутизации для собственной услуги можно изменить в ее карточке CRM на вкладке «Маршрутизация» (бесплатные услуги в разделе «Управление» → «Сервис», а платные в «Управление» → «Marketplace»).

Любое согласование может состоять из нескольких этапов. Когда маршрутизация не настроена, вкладка пустая и видна только кнопка «Настроить маршрутизацию» для добавления первого этапа. В дальнейшем кнопка «Добавить этап» в правом верхнем углу позволит больше этапов.

В каждом этапе указывают следующие параметры:
  • Название этапа — ограничено длиной до 255 символов
  • SLA на согласование — допустимый срок в минутах (только целые числа). С учетом этого срока в каждом этапе создается задача на согласование.
  • Нужно ли учитывать часы работы для постановки задачи на согласование. Если опция включена, там же можно указать период времени. Пример: в этапе указано SLA 60 минут, рабочее время с 10:00 до 16:00, заявка приходит на этап согласования в 15:30. Тогда задача на согласование будет создана со сроком выполнения до 10:30 следующего дня. Без учета часов работы срок выполнения в задаче будет установлен на 16:30.
  • Согласующее подразделение и согласующий сотрудник. В этапе обязательно должно быть заполнено хотя бы одно из этих полей. Если сотрудник не указан, считается, что согласование происходит со всем подразделением.

Житель не может видеть согласующих сотрудников и прочие параметры согласования, ему отображается лишь причина отклонения или запроса на доработку.

Не забывайте нажимать кнопку «Действия» → «Сохранить» внизу экрана, чтобы не потерять изменения в настройках маршрутизации.

Добавление или удаление этапов невозможно, пока с услугой есть открытые заявки. Отыскать их помогут фильтры по услуге и статусам в списке обращений. Однако, нет запрета на изменение остальных параметров маршрутизации. Например, можно переназначать согласующих сотрудников в этапах — и эти изменения отразятся в ранее созданных заявках.

5. Какие есть дополнительные настройки согласования в CRM?

Кроме этапов согласования, на вкладке «Маршрутизация» есть несколько дополнительных опций, которые влияют на согласование.

Право отклонить заявку. Житель не может исполнить отклоненную заявку, чтобы сотрудники продолжили дальнейшую работу с ней. Поэтому вероятно, иногда могут потребоваться особые доступы для отклонения заявок. В маршрутизации доступно три опции:
  • Любой согласующий — по умолчанию заявку может отклонить любой сотрудник, который принимает участие в согласовании.
  • Только последний согласующий — отклонить заявку может только сотрудник (или подразделение), указанный в самом последнем этапе.
  • Только сотрудники из списка — отклонить заявку могут только сотрудники, явно указанные в этом поле. Причем выбрать разрешается только тех сотрудников, которые отмечены в этапах согласования.

Кому вернуть заявку после исправления. После того как житель исправил форму заказа, может случиться, что весь процесс согласования нужно пройти заново с первого этапа. Подбные ситуации можно решить с помощью следующих опций:
  • Последнему отклонившему сотруднику — по умолчанию, исправленная заявка вернется к тому же этапу согласования, на котором сотрудник запросил исправление у жителя.
  • На первый этап согласования — тогда исправленная заявка вернется к самому первому этапу согласования из всех.

Нужно ли назначить другого исполнителя после согласования. По умолчанию согласование не влияет на ответственного за выполнение заявки, но сотрудники могут включить автоматическую смену исполнителя и выбрать сотрудника из списка.

Статус после согласования. Сотрудники могут выбрать, в какой статус нужно автоматически перевести заявку после согласования. Для выбора доступны статусы обращения, кроме «Согласование», «Требует уточнения», «Отменено».

6. Как в CRM согласовать этап, уточнить требования у жителя или отклонить заявку?

В карточке заявки отображается блок «Согласование», если в услуге есть маршрутизация.
Когда наступает этап согласования, в упомянутом блоке есть кнопки для управления текущим этапом. Но эти кнопки видны только согласующему сотруднику (или любому специалисту из согласующего подразделения, когда указано только оно).

Там же рядом с кнопками отображается номер текущего этапа из всех (в формате 1/3), название этапа, согласующий сотрудник, данные о следующем этапе.
Причем можно увидеть список всех этапов, нажав по номеру текущего.
Сотрудник с помощью кнопок в блоке «Согласование» может выполнить действия:
  • «Согласовать» — подтвердить согласование текущего этапа и отправить заявку на следующий этап. При смене этапов в заявке остается статус «Согласование».
  • «Отклонить» — тогда заявка принимает статус «Отменена», а житель уже ничего не может сделать с такой заявкой (только общаться в чате с сотрудниками). Если специалист не видит кнопку «Отклонить», значит, право на это действие ограничено в дополнительных настройках маршрутизации. Если отклоненную заявку впоследствии снова вернут в статус «Согласование», она снова вернется в тот же этап, на котором была при отклонении.
  • «На доработку» — запросить исправление у жителя. Заявка принимает статус «Требует уточнения». После того как житель вносит исправление в форму заказа, заявка возвращается на согласование. Сотрудники в тонких настройках маршрутизации могут изменить, куда вернется заявка после исправления (на текущий этап или первый).

При отклонении или отправке на доработку появляется модальное окно, где нужно пояснить для жителя причину — почему отклонена заявка или почему требуется исправление.

Когда заявка переходит или возвращается на любой этап, автоматически создается задача на согласование. Поэтому согласующему сотруднику нужно не только подтвердить завершение этапа, но и закрыть задачу на согласование.
Значение поля «Выполнить до» в задаче рассчитывается на основе SLA для этапа (допустимый срок согласования, указанный в настройках маршрутизации).
После того как пройдены все этапы, в блоке с ними отображается «Заявка согласована».
Любой сотрудник может посмотреть историю согласования, нажав кнопку с часиками в шапке блока. История согласования в модальном окне содержит данные о каждом этапе:
  • Номер этапа и время совершения действия
  • Название этапа
  • Согласующий сотрудник
  • Результат согласования (Да / Нет)
  • Комментарий для жителя (при отклонении заявки или запросе на исправление)

В истории согласования не видны действия жителя (например, если он исправлял заявку по запросу согласующих сотрудников). Хотя в истории изменений по заявке можно увидеть время возврата со статуса «Требует уточнения» в статус «Согласование».

Приложение жителя

7. Как житель может исправить заявку в процессе согласования?

Когда заявка проходит этапы согласования, сотрудник может передать ее на доработку, чтобы житель скорректировал свое обращение. Житель в свою очередь может открыть свое обращение и поправить форму заказа.

Когда заявка находится в статусе «Требует уточнения», в ней отображается причина такого запроса от сотрудников и кнопка «Редактировать». Поэтому жителю достаточно нажать кнопку «Редактировать», внести изменения в форму заказа и сохранить изменения.
У кнопки виден значок с количеством непрочитанных сообщений. Это может служить сигналом, что перед исправлением заявки стоит прочитать в чате дополнительные комментарии сотрудников о ситуации.